«Джазовый король Дальнего Востока»: 16 лет со дня смерти Олега Лундстрема

«Джазовый король Дальнего Востока»: 16 лет со дня смерти Олега Лундстрема

Advego - система покупки и продажи контента для сайтов, форумов и блогов

Олег Лундстрем, выдающийся отечественный джазмен, ушел из жизни ровно 16 лет назад — 14 октября 2005 года. О том, какая роковая случайность сделала композитора эталоном миллионов джазистов по всему миру, читайте в материале.

Говорят, что джаз — музыка не для всех. Понять этот жанр действительно дано не каждому, не то что творить в нем. Одним из уникальнейших музыкантов, кому удалось приручить своенравную джазовую стихию и подарить миру старейший сохранившийся на данный момент джаз-бэнд, стал советский и российский композитор и дирижер Олег Лундстрем.

Реферальные банеры

Исключительность этой выдающейся персоналии берет истоки в семье. Прадедушка Олега Лундстрема был родом из Швеции, чем и объясняется необычная фамилия музыканта. Дед — забайкальский лесничий, отец — преподаватель гимназии. Сам будущий артист появился на свет в Чите, а его детские и юношеские годы прошли в маньчжурском Харбине — туда отправился работать его отец в числе группы советских специалистов.

SOCPUBLIC.COM - заработок в интернете!

Любовь к музыке у будущего композитора родилась не случайно: семейство Лундстремов всегда уважало и любило эту сферу искусства. Олег и его брат Игорь играли на музыкальных инструментах с малых лет, что задало вектор дальнейшего обучения и выбора жизненного ремесла. Тем не менее страсть к музыке не помешала братьям параллельно получить образование в других сферах. Так, по окончании коммерческого училища Олег Лундстрем поступил одновременно и в политехнический университет, и в музыкальный техникум. Однако дальнейший его путь был предрешен еще до выпуска из учебных заведений.

Случайность, изменившая жизнь

Решающим моментом в творческой жизни Олега Лундстрема стало импровизированное знакомство с фокстротом: он по счастливой случайности наткнулся на пластинку с произведением легендарного американского джазмена Дюка Эллингтона «Дорогой старый Юг», подбирая музыкальное сопровождение для вечеринки.

Впечатление от «Дорогого старого Юга» было столь велико, что он в порыве вдохновения начал воспроизводить услышанные на пластинках джазовые мелодии. Привело это к тому, что в 1934 году Олег Лундстрем образовал свой собственный джазовый исполнительский коллектив. Сам он играл на скрипке и фортепиано, в то время как брат Игорь давал великолепные сольные партии на саксофоне.

Шанхайский период

Уже спустя два года творческой активности молодых музыкантов ждал Шанхай. Выход на новый уровень развития коллектива обещал быть увлекательным и отнюдь не легким. В городе молодых людей ждала настоящая конкуренция в виде около 40 музыкальных коллективов, исполняющих джазовую музыку.

Однако у «Шанхайцев», как называли камерный оркестр, была неоспоримая изюминка: они играли джазовые аранжировки мелодий отечественных композиторов. Так, в Китае услышали джазовое исполнение «Катюши» Матвея Блантера, «Чужих городов» Александра Вертинского и «Песню о капитане» Исаака Дунаевского.

Известность коллектива неумолимо росла, и к сороковым годам прошлого столетия Олег Лундстрем уже стал знаковой фигурой в мире джаза. Оркестр к тому моменту насчитывал уже 14 музыкантов, а пост дирижера занимал сам Олег Лундстрем. В прессе его прозвали «джазовым королем Дальнего Востока». Однако восточные просторы уже не так прельщали композитора — после выступления с полным составом оркестра по случаю окончания Второй мировой войны и написания «Интерлюдии» мысль о возвращении на родину стала возникать у него в голове все чаще.

Возвращение на родину

В Советском Союзе джаз не везде был в почете: в Москве и Ленинграде выступить в этом жанре было весьма проблематично, поэтому оркестр решил отправиться в Казань. Однако там музыканты были распределены по разным коллективам и имели возможность выступить полным составом лишь на разовых концертах. И все же в чем-то несчастье помогло: работая в Театре имени Качалова, Олег Лундстрем повстречал женщину, любовь к которой пронес вплоть до последнего дня своей жизни — актрису Галину Жданову.

Артисты искали возможность творить и делиться своей музыкой с людьми — они записывали вариации на темы произведений татарских композиторов и жадно хватались за любую возможность выступить вместе. Один из редких казанских концертов, прошедший в Казанском драматическом театре, заметили высокопоставленные лица из Москвы, после чего в 1956 году коллектив Олега Лундстрема обрел статус эстрадного концертного оркестра.

Мировое признание

После этого число концертов и городов, где оркестр выступал с гастролями, стремительно росло. Джаз-бэнд успел побывать более чем в 300 советских и зарубежных городах, количество записанных пластинок лишь на отечественной студии «Мелодия» составило 10 штук, а на зарубежных фестивалях во Франции, Польше, США, Чехословакии, Эстонии и Болгарии их встречали как легенд.

В 1970-е годы Олегу Лундстрему посчастливилось встретиться с тем, чья музыка определила его творческий путь — Дюком Эллингтоном. Та самая роковая пластинка была бережно сохранена им вплоть до этого памятного момента.

На юбилей создания, в год 60-летия коллектива, джаз-бэнд Олега Лундстрема был внесен в Книгу рекордов Гиннеса как старейший непрерывно существующий джазовый оркестр. Только лишь сам создатель коллектива на протяжении всей его активности оставался бессменным его участником. Коллектив под руководством Олега Лундстрема стал первым выступившим в Большом зале Московской консерватории. В 1998 году Американская библиографическая ассоциация присвоила дирижеру статус человека года.

В 2003 году дирижерская палочка перешла к Георгию Гараняну, а спустя два года Олег Лундстрем ушел из жизни, оставив миру свое бессмертное музыкальное наследие.

Источник: https://nation-news.ru/

Закрыть